Телевидение,
которое можно читать

Ошибки при создании сайта

Автор: Максим Зыков
Рубрика: Онлайн-бизнес
22 декабря 2016 21:30


Интернет перестал ассоциироваться со стационарным компьютером, он перетек в смартфоны, часы и окружающие нас вещи. Клиенты стали более требовательными. Цифровая трансформация среды повысила качество жизни людей с низким и средним достатком, дала возможность пользоваться услугами, которые раньше были доступны только богатым. Конкуренция в бизнесе постоянно растет. Бывалые темпы роста выручки теперь только снятся маркетологам. За каждого клиента приходится биться. Всё это необходимо учитывать бизнесу, входя в цифровую среду и создавая свой сайт.

1. Вход в цифровую среду без цифровой трансформации
Для традиционного бизнеса все проблемы начинаются с их неповоротливости и закостенелости. Бизнес работает давно, возраст владельцев и директоров обычно перевалил за 50 и 60 лет. Они хотят быть на волне. Им нужен сайт. Маркетолог сказал, что надо. Но как объяснить директору завода, на котором у сотрудников отключен доступ к социальным сетям системным администратором "чтобы не бездельничали", что теперь нужно нанять отдельного человека и платить ему деньги за то, чтобы он целыми днями сидел в соцсетях?! А что говорить про онлайн-консультанты, мессенджеры и другие каналы связи? В общем это большая и долгая работа по переобучению персонала, внедрению новых регламентов и прочее. 

2. Экономическая необоснованность
Сколько потратить на создание сайта? 10 тысяч? 100? Миллион? Сам процесс разработки сайта, как и любого другого продукта (видеоролик, мобильное приложение и пр.), - это статья затрат. И эти затраты не принесут вам никакой прибыли, если продукт не увидят пользователи. Продукт нужно продвигать и рекламировать. А сколько стоит сегодня реклама? Правильно, дорого. Вот и считайте, сколько нужно заработать, чтобы отбить затраты на разработку+рекламу. И не забудьте подумать о прибыли ;)

Чем основательнее будут ваши просчеты экономической обоснованности вложений в разработку и рекламу, тем выше вероятность достичь успеха.

3. Неверный выбор технологии для разработки 
Разработчиков сайтов на рынке сегодня тысячи. Технологий и методов разработки тоже огромное количество. Неверный выбор технологии на старте грозит заказчику в будущем невозможностью масштабирования проекта, доработки, продвижения и т.д, при этом многие разработчики вообще не посвящают заказчика в технические особенности разработки. 

Обывателю достаточно знать 4 основные технологии: нативный язык, фреймворки, коробочные решения (CMS) и шаблоны. Последние две покрывают потребности для микро, малого и среднего бизнеса на 99%, поэтому рассматривать нативный язык и фреймворки для создания небольших сайтов (до 1млн посетителей в мес.) вообще не вижу смысла. Хотя знаю, что сейчас меня бы забрызгали гневной слюной ярые защитники фреймворков. Их позицию я понимаю, они освоили технологию, у них появились собственные наработки, и освоить другую технологию им долго и трудозатратно. Но ещё я понимаю позицию обычного предпринимателя, для которого проблемы разработчика по освоению другой технологии до лампочки, и платить за примитивную систему управления сайтом, созданную якобы исключительно для него, при этом в сотни раз уступающую по функционалу любой бесплатной CMS, смысла никакого нет, а перейти потом к другому разработчику с этой самописной системой становится практически не решаемой задачей.

При выборе технологии разработки заказчику необходимо полагаться на три фактора: стоимость разработки, стоимость поддержки и количество специалистов на рынке, работающие с данной технологией. Мой выбор - определенно CMS 1С-Битрикс.

4. Несоответствие подрядчику 
Историю о том, что в регионах (например, в Костроме) нет нормальных разработчиков, и надо только в Москве заказывать сайт, я слышал много раз. Обычно её рассказывали мне пафосные владельцы костромского бизнеса. Они потом ехали в Москву и платили там хорошие такие деньги за средней паршивости работу. А всё почему? Потому что компании-разработчику из Москвы ваша костромская свиноферма - далеко не самый перспективный проект, которым стоило бы похвастаться у себя в портфолио. 

Для разработчиков все проекты можно разделить на перспективные, типовые и рутинные. Перспективные - это известные бренды, которые придадут вес разработчику и повысят стоимость его работы, а также в перспективных проектах разработчик может освоить новую технологию, которую не применял раньше. Типовые проекты - это те, на которых специализируется разработчик (интернет-магазины, корпоративные сайты, веб-сервисы и т.д). Чем больше разработчик создал проектов одного типа, тем больше у него накоплено опыта, больше экспертиз, а значит выше вероятность, что созданный для вас продукт будет ждать успех. И рутинные проекты - это те, за которые разработчик берется вынужденно, часто для покрытия финансовых проблем и поддержания штанов. В этих случаях результат работ будет явно не самый лучший. 

Конечно, для заказчика выгоднее всего быть в одной из первых двух категорий. 

5. Недоверие разработчику
Если вы не доверяете разработчику, лезите в его работу и указываете, как и что делать, с большей долей вероятности на выходе вы получите плохой продукт. Разработка и продвижение сайта - это долгий тернистый путь. На пути к успеху вам придется столкнуться с множеством проблем, решение которых зависит от адекватности разработчика, вас и ваших с ним отношений. Вы должны видеть в разработчике своего друга, партнера по бизнесу и члена команды. Только в этом случае вас ждет успех. Поэтому отнеситесь к выбору разработчика серьезней. Общайтесь перед разработкой, выясняйте особенности работы, пейте чай, рассказывайте о себе и узнавайте о разработчике. Если вам неприятно это делать до подписания договора, то когда вы начнете ему платить собственные деньги, ситуация только усугубится. 

6. Невовлеченность в процесс разработки
Чем отличается сайт за 10 тыс от сайта за 10 миллионов? Правильно, процессом разработки. Чем больше экспертиз в стадии разработки, чем опытнее специалисты, привлеченные к проекту, чем больше этапов работ, тем выше и стоимость процесса. И если вы не участвуете в этом процессе и не способствуете ему, то не удивляйтесь, что на выходе получите не то, что хотели. Интервьюирование, проектирование, дизайн и т.д. - все этапы разработки требуют согласований и участия в нем стороны заказчика. Вы должны обеспечить комфортную работу, своевременное принятие решение и предоставление необходимой информации. 

7. Копирование чужой бизнес-модели
"Хочу сайт, как у ____ (подставьте сюда конкурентов, лидеров в вашей отрасли)". На этих словах обычно можно заканчивать разговор. Запомните, пока вы копируете конкурентов, они делают что-то новое. И вы всегда на шаг позади. Да и в скольких случаях чужая бизнес-модель подойдет вам?! Я не встречал ещё ни одной компании, у которой бы схема "сделайте мне, как у конкурентов" сработала. Даже в тех случаях, где мы соглашались на такую разработку, происходила история, когда нужно всё-таки "переделать вот здесь, здесь и здесь, потому что у нас это по-другому работает". В итоге на свет рождалось уродливое чудо, не похожее на первоначальную задумку и уступающую ей во всём.

P.S.: в этой статье я нарочно не описываю типичные ошибки, которые совершают при регистрации домена, выборе хостинга, ошибки в дизайне, верстке и программировании. Считаю, что если клиент воспользуется всеми описанными выше рекомендациями, то в команде с компетентным разработчиком он избежит эти возможные проблемы. 

Прочитано: 588
Поделиться